
5 декабря 2022 года состоялись общественные слушания по проекту решения маслихата города Астаны «О бюджете города Астаны на 2023-2025 годы».
В общественных слушаниях приняли участие члены Общественного совета (ОС) столицы, а также управления и департаменты местных государственных органов.
Кроме того, на общественные слушания записались следующие НПО города:
- ОО “Ардагер”
- ОФ “Белсенді Азамат”
- ОО “Ассоциация “Қазақстан әйелдері”
- ОЮЛ “Форум НКО Астаны”
- ОО “Лига потребителя”
Представитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» проинформировала участников общественных слушаний об основных итогах социально – экономического развития города, которые свидетельствуют об устойчивой динамике роста.
Общий темп роста экономики за I полугодие 2022 года составил 103,1%.
В перспективе планируется обеспечить ежегодный рост ВРП в среднем до 5% — до 11,8 трлн. тенге к 2025 году (против 8,9 трлн. тенге в 2021 году).
С начала этого года в экономику привлечено свыше 1 трлн. тенге инвестиций с ростом на 9,9%. За 2023-2025 годы дополнительно прогнозируется 4,2 трлн. тенге инвестиций.
В ближайшее время запланирована реализация 10 новых инвестиционных проектов на 18,8 млрд. тенге, с созданием порядка 500 рабочих мест на территории Индустриального парка.
Ключевая роль в развитии экономики столицы отводится субъектам МСБ, объемы выпуска продукции которыми увеличились на 8,4% в этом году, и превысят 10 трлн. тенге к 2026 году.
На рынке труда ежегодно будет создаваться порядка 390 тысяч постоянных рабочих мест, что позволит обеспечить занятость населения и низкий уровень безработицы (4,5% в 2022 году).
Таким образом, положительные тенденции экономического роста стали основой для планирования доходной и расходной части бюджета города.
Согласно прогнозу ожидаемые поступления собственных доходов в 2023-2025 годах без учета поступлений от продажи квартир составят 1 653,5 млрд. тенге, в том числе в 2023 году – 553,1 млрд. тенге, в 2024 году – 547 млрд. тенге, в 2025 году – 553,3 млрд. тенге.
На 2023 год поступления собственных доходов составят 553,1 млрд. тенге, в том числе налоговые поступления – 550 млрд. тенге, неналоговые поступления – 415 млн. тенге, поступления от продажи основного капитала – 2 400 млн. тенге, погашение бюджетных кредитов – 278,3 млн. тенге.
В структуре налоговых поступлений основную долю составят КПН – 26% или 142,5 млрд. тенге, ИПН — 38% или 209,4 млрд. тенге, социальный налог – 25,3% или 139 млрд. тенге, налоги на собственность – 8,6% или 47,3 млрд. тенге.
При планировании доходов учтены потери от передачи в базу республиканского бюджета поступления по КПН от 113 крупных налогоплательщиков на общую сумму порядка 60 млрд. тенге (по данным за 2021 год); а также возобновление уплаты налогов на доходы от микро- и малого бизнеса по упрощенному налогообложению (освобождены на 2020-2022 годы) на сумму более 20 млрд. тенге (по данным за 2019 год).
Общий объем расходов местного трехлетнего бюджета планируется в сумме 1 трлн 653 млрд 539,1 млн. тенге, в том числе: в 2023 году – 553 млрд 129,8 млн. тенге, в 2024 году – 547 млрд 092 млн. тенге, в 2025 году – 553 млрд 317,6 млн. тенге.
Кроме того, бюджету города предварительно предусмотрены целевые трансферты на развитие из республиканского бюджета в сумме 139 млрд. тенге, в том числе: в 2023 году – 102,3 млрд. тенге, в 2024 году – 27, 2 млрд. тенге, в 2025 году – 9,7 млрд. тенге.
В соответствии с Законом об объемах трансфертов общего характера на 2023-2025 годы, в 2023 году столица должна направить в республиканский бюджет изъятия в размере 70 млрд. тенге.
Члены общественного совета задавали много вопросов, среди которых вопросы финансирования ТЭЦ, благоустройство и озеленение, строительство и ремонт дорог, городская инфраструктура, медицина и др. Представители НПО тоже озвучили ряд вопросов, на которые необходимо обратить внимание. В их числе логика расположения камер Сергек, государственный социальный заказ и обеспечение лекарствами в рамках ГОБМП.
Кроме того, члены ОС озвучили замечания относительно отражения в бюджете на 2023 -2025 гг. коридора инфляции, который заложен на уровне 6-7%.
По мнению членов Общественного совета реальная картина по уровню инфляции показывает необходимость пересмотра в сторону увеличения как минимум в 2 раза.
Аналогичные замечания были высказаны относительно рынка труда и уровня безработицы: члены Общественного совета задавали уточняющие вопросы и запросили разъяснения по эффективности реализованных в 2022 году мер.
По многим заданным вопросам члены Общественного совета запросили более развёрнутую информацию и, с учетом своего профессионального потенциала, решили по всем имеющимся вопросам более детально рассмотреть некоторые позиции в составе рабочих комиссий совместно со специалистами управлений.
По итогам данной работы к моменту корректировки бюджета на 2023 года в начале года будут подготовлены соответствующие рекомендации.
С учетом этого, члены ОС поддержали бюджет города Астаны на 2023-2025 гг.